Jump to content
Sign in to follow this  
Константин Орлов

Скрытые смыслы в Аладдин (1992, Disney)

Recommended Posts

 

Обложка4.jpg

 

 

Мультфильм Аладдин 1992 года хоть и не актуален, но я решил разобрать его, так как в детстве многократно пересматривал его на видеокассетах, а чтобы было интересно читать о нем, я покажу на его примере в целом, как работают технологии влияния на зрителя через кино или мультфильмы.

 

tehnologii-skryitoy-reklamyi-11-2.jpg

 

Существует такое понятие, как скрытая реклама (product placement) в фильмах — это когда в произведение интегрируется упоминание продвигаемого бренда товара, например, марки автомобиля или названия напитка. Это говорит о возможности скрытым образом продвигать в кино идеи или смыслы, и исходя из факта существования скрытой рекламы нетрудно прийти к мысли, что в фильме вообще любая идея (поведение, мысль, образ) оказывает на зрителя влияние, причем неосознанно (скрыто).

 

Многие из моих читателей когда-то ранее не замечали скрытую рекламу в кино, но по мере развития сознания и грамотности в этой теме она для них стала очевидна. Основной принцип, как замечать скрытую рекламу — достаточно обратить на нее внимание, и узнать, как это работает. Поняв на что нужно обращать внимание, вы будете видеть рекламу почти везде, так как она действительно почти в каждом фильме.


В этом материале я хочу обратить ваше внимание на аспекты мультфильма Аладдин 1992 года, я не утверждаю, что все описанное сделано создателями осознано и с неблаговидными намерениями, но по-моему негативное влияние на личность зрителя это оказывает. Мы рассмотрим технологию по которой строится юмор в мультфильме, влияние поведения персонажей на воспитание зрителя, а также просто интересные моменты из работы мультипликаторов, которые вы скорее всего не знали и не осознавали.

 

Фигуры.gif
А вы знали? Аниматоры разработали каждого персонажа, основанного на различных геометрических фигурах

 

С технической точки зрения мультфильм отличный. Анимация, проработка персонажей, песни — все хорошо за исключением того, что делают персонажи. Со смыслом большие проблемы, но начнем с хорошего.

 

Всегда говори правду

Скажи-ей-правду.jpg

 

Одним из плюсов мультфильма можно считать тезис "ложь до добра не доводит", который тут пропагандируют реально, а не подают лишь для виду, как это часто бывает во многих фильмах.

 

Скажи-ей-правду---реакции.jpg
"Якорение" неодобрения на ложь


Суть в том, что Аладдин хочет жениться на принцессе Жасмин, но думает, что она его отвергнет, если узнает, что он не принц (к тому же по закону выйти замуж она может только за принца). Из-за этого он лжет ей и пытается быть не тем, кем он есть. И эта ситуация действительно грамотно подается в плане научить зрителя так не поступать. 

 

С другой стороны, Аладдин при первом же знакомстве проманипулировал Джином, то есть "развел" его бесплатно исполнить желание выбраться из пещеры, и обманщику за это ничего не было. Манипуляция это формально как бы не ложь, хотя по сути по-моему это ложь, почему так рекомендую прочитать тут, тут и тут. Конечно, это раскрывает персонажа, как ловкого не только физически, но и психически, однако, пропагандирует нечестное поведение.

 

Главная сценарная ошибка

 

Желание-принц.jpg
 

В первой половине мультфильма Аладдин загадал желание Джину "стать принцем", и вроде как стал им, но вся вторая половина произведения строится на том, что Аладдин ненастоящий принц, а поэтому ему нужно еще раз загадать это желание (это будет уже третье, последнее), но тогда он нарушит свое слово Джину о том, что последним третьим желанием загадает ему свободы. Как создатели допустили такую явную ошибку никто не знает, и непонятно, если загадав первый раз желание, оно не исполнилось, то почему со второго раза удастся? Джин либо может сделать его принцем, либо нет, сколько ни загадывай. Интересно узнать в комментариях вашу версию объяснения этого сценарного ляпа.

 

Но в сценарной оплошности притаился очень полезный смысл. Друзья советовали Аладдину сказать правду Жасмин, что он не принц, но он не послушал, и эта попытка выдать себя не за того, кем он является, выходит ему боком, что довольно грамотно подано и мысль действительно хорошая и важная. Но на этом положительное скрытое влияние в мультфильме исчерпывается.

 

Ляпы в мультфильме Аладдин 1992

 

Ляпы.jpg

Лишь малая часть ляпов


В классической сказке из "1001 и ночи" действие происходит в Багдаде (в том самом, в котором все спокойно), но в мультфильме место действия перенесли в вымышленный город Аграба, хотя мультфильм все равно начинается с песни "Добрый путник, войди в славный город Багдад, ты своим не поверишь глазам…".

 

Оправдывание воровства

 

воровство.jpg

 

Первоначальному раскрытию персонажа посвятили целую песню, в которой многократно повторяется тезис "ворую лишь для того, чтобы есть". Казалось бы "благородно", но что мешало Аладдину догадаться до такой сложной мысли, как устроиться на работу, чтобы покупать еду?

 

Мать-Аладдина.jpg
Первоначальные эскизы мультфильма. Аладдину 13 лет и у него есть мать.

 

В оригинальной сказке из «1001 ночи» персонаж был вором, можно ли этим объяснить оправдывание воровства в фильме? Нет, так как для фильма/мультфильма часто не имеет значения, что было в оригинальной сказке или книге, например, в оригинале у Аладдина была мать, но создатели мультфильма решили сделать его круглым сиротой, а еще в сказке ему было 13 лет, но в мультфильме 18. К тому же, если необходимо показать персонажа вором, то это можно сделать через муки совести и стыд Аладдина, а можно через "ворую, ну и что такого". Одно будет отталкивать от воровства, а другое оправдывать его.

 

Альфонс.jpg
Последняя сцена мультфильма. Альфонс — мужчина на содержании женщины


Под конец в персонаже не произошло изменений, он так же бы воровал, если бы не женился на принцессе. Не считать же положительным посыл, что вместо воровства можно альфонсить? 

 

Пропаганда алкоголя и табака

Стандартная пропаганда в фильме — это когда курят и пьют чуть-ли не каждые 5 минут, а общий хронометрах алкогольно-табачных сцен 2-5% хронометража фильма. В мультфильме Аладдин всего несколько сцен с ядами, которые длятся считанные секунды.

 

Яды.jpg

 

В данном мультике нет ни курящих (на постоянной основе) ни пьющих персонажей, алкоголь и табак отсутствуют, как класс, за исключением двух сцен-отсылок с Джином, пародирующим кого-то, но даже эти сценки это тоже пропаганда ядов, а пропаганды трезвости в мультфильме ожидаемо нет, как нет ее ни в одном художественном фильме.

 

Пасхалки

 

Пасхалки.jpg

 

Есть явные пасхалки, которые заметили все, вроде краба Сибастиана или Пиноккио, но есть и те, которые можно увидеть только с помощью-стоп кадра, когда тигр Раджа на миг превращается в Микки Мауса. Внешности мультипликационных персонажей нередко делают похожими на людей, что их озвучивают, например, так сделали с Джином и Яго, но еще в мультфильме своей внешностью покрасовались художники, которые "сыграли" двух случайных мужчин в толпе.

Семья

Фильмы и мультфильмы могут содержать не только скрытую рекламу, пропаганду ядов (алкоголь и табак), идеологическую пропаганду, но также они могут закладывать и представление о том, как выглядит нормальная семья. И в этом мультфильме с темой как-то все странно.

 

Толпы-без-детей.jpg
Если бы в реальности были такие пропорции детей и взрослых, то арабы до наших дней не дотянули

 

В кино можно понять, когда вопреки реализму показывают в основном взрослых, ведь с детьми актерами работать гораздо труднее, но в мультфильме же можно нарисовать что угодно, но почему-то на улицах города мы видим так мало детей. Неужели в студии Диснея боятся показать зрителю, что многодетность это норма, пусть и в древнем городе?

 

Почему-то у Жасмин есть только отец, мать умерла, а султан, потеряв единственную жену, еще раз не женился. Особенно это странно, если вспомнить, что в арабских странах принято многоженство. Непонятно, зачем сценаристы сделали для Жасмин неполную семью, ведь этот факт ни на что по сюжету не влияет. У Аладдина еще веселее, по сюжету оригинальной сказки у него была мать, но создатели мультфильма уже нарисовав эскизы матери вдруг решают сделать его круглым сиротой. Опять же на сюжет это не влияет, зачем нужно непонятно. И еще странно, почему тот факт, что у Аладдина и Жасмин матери именно умерли, явно озвучивается зрителю, ведь можно было о них просто не упоминать.

 

Еще больше изумляешься, когда замечаешь, что в этом мультфильме отсутствуют матери в принципе. Иногда показывают детей, но они либо сироты, либо гуляют сами по себе без взрослых. У Диснея какой-то запрет на изображение матери с ребенком?

 

2-детенка.jpg
Продолжительность сцен с детьми небольшая

 

Детей в мультфильме вообще мало. В те времена в арабских странах было принято не только многоженство, но и многодетность, но почему-то у султана, кроме Жасмин, детей нет, да и у Аладдина нет ни братьев, ни сестер. На улицах города Аграбы также встречаются преимущественно взрослые персонажи, дети редкость, и почему-то почти никогда в кадре одновременно не бывает больше двух — может то же у Диснея есть какое-то правило на этот счет. Семейных пар в мультфильме нет ни одной (кроме Жасмин и Аладдина в конце мультфильма), да и вообще семьи как таковой ни одной не показали (только у султана дочь). И все бы это казалось случайным совпадением, если бы не фильмы, вроде Полтергейст 2015 года, где почти все скрытое влияние направлено на пропаганду бездетности:

 

 

Инфантил.jpg
Первое лицо страны занято важными государственными делами

 

Как непонятно зачем нам в мультфильме рассказали о смерти матерей Жасмин и Аладдина, также непонятно зачем султана сделали инфантильным (незрелым, сохранившим характер ребенка), а чтобы вы не сомневались в его инфантильности прямо показывают, как он играет в игрушки. Его детские жесты и манеры показаны, как что-то забавное, но ведь в реальности это совсем невесело, если у кого-то будет такой отец. Это были бы случайности, если бы не систематическое отсутствие родителей в мультфильмах Диснея, что разобрано в статье Дисней: Отравленные сказки — Дискредитация и обесценивание родительства.

 

Птичку-не-нарисовали.jpg
Один из ляпов 

 

Юмор

Боль это смешно

"Боль это смешно", — видимо так думают создатели детских мультфильмов из студии Диснея. Значительная часть юмора строится на том, что кто-то просто страдает, а для возможности не зависимо от ситуации в любой момент показать страдания даже отдельного персонажа выделили попугая Яго:

 

Птичку-жалко.jpg
Изначально Яго задумывался, как некомичный отрицательный персонаж, но потом решили сделать его развлекательным

 

Очень часто используется одна и та же "шутка": в разных ситуациях и по каким-либо причинам кому-то больно. Данная "боль" снабжается либо скорченной рожей либо характерной мультяшной подзвучкой, видимо, чтобы зритель понимал, что это смешно. Надеюсь, не нужно объяснять, почему юмор, строящийся на принципе "где-то кому-то почему-то больно", здравомыслящего человека не веселит, но интересно другое, как многократное повторение одного и того же вбивается на подкорку, и далее уже на уровне рефлексов вызывает смех.


В психологии есть такой термин: "якорь — стимул, формируемый повторениями, с целью вызывать нужную ассоциативно связанную с ним эмоциональную реакцию или состояние". Пример якорения в юморе — это монологи Михаила Задорнова, в которых он шутки всегда заканчивал одной интонацией, на эту интонацию якорилось состояние смеха у зрителя. Как-то раз он по ошибке рассказал шутку неправильно, и абсолютно не имеющая юморного смысла информация вызвала в зале смех из-за сформировавшегося якоря ("рефлекса") на интонацию.

 

Карикатурные и кинематографические персонажи

 

Кинематографичный-и-карикатурный.jpg

 

Кроме специального персонажа для страданий (попугая Яго) так или иначе для "юмора" страдают и другие персонажи, но некоторые, например, Аладдин и Жасмин этому не подвержены. Думаю, это сделано осознанно, так как подобные "страдания" разрушают реалистичный образ персонажа, превращая их в мультяшную карикатуру. В мультфильме два типа персонажей, я бы их назвал так: мультипликационные (комичные и непропорциональные, как шаржи) и кинематографические (реалистичные, с относительно правильными пропорциями лица и тела).

 

Аладдин и Жасмин попадают в категорию кинематографических. Их особенности:

  • Анимация движения соответствует человеческой, например, при резком ускорении шея персонажа не может вытянуться в 5 раз.
  • Мимика человеческая, не выходит за рамки реалистичности — глаза от удивления не могут стать больше в разы.
  • Внешность реалистичная. У аниматоров была задача создать симпатичного персонажа, поэтому лицо Аладдина это собирательные образ, значительную часть которого составила внешность Тома Круза.
  • Если Аладдин ударится, то вы не увидите глупой скорченной рожи, это не будет подзвучено характерным мультяшным звуком, подобные ситуации подаются не комичными, а драматичными, заставляя сопереживать. Каждый урон он переносит, как живой человек с соответствующими последствиями, если сделать персонажа бессмертным, как Яго, то зритель потеряет интерес, так как невозможно переживать за него в опасных ситуациях.

Также, кроме Жасмин и Аладдина, не страдают и не кривляются султан и Джафар. 

 

Эмоции.jpg
Эмоции Жасмин

 

Над мимикой, жестикуляцией и внешностью Жасмин поработали весьма тщательно — мультипликационный персонаж демонстрирует лицом эмоции получше многих киноактрис.

 

Почему не выходит продолжение Аладдина?

 

Актеры.jpg
А вы знали? Внешность многих персонажей похожа на актеров, озвучивающих их

 

Робин Уильямс, озвучивший Джина, запретил использование этого персонажа Диснею, поэтому компания не может больше снимать продолжения Аладдина. За время работы актер озвучки наговорил столько фраз, что их бы хватило на несколько мультфильмов, несмотря на то, что Робин ушел от нас в 2014 году. Предположительно, актер так жестко поступил со студией потому, что она обещала не использовать Джина в рекламе, но не сдержала свое слово (источник).

 

Примеры юмора

 

Страдания.jpg
Раз за разом повторяется одно и то же, только под разными соусами — кто-то где-то почему-то страдает.

 

Пример-юмора.jpg

 

Разберем одну из сцен, чтобы понять принципы юмора в этом произведении - Аладдин ловко снимает ремень со стражника, у того падают штаны, обнажая нелепое розовое нижнее белье, после чего глупый стражник в спешке надевает нереально гигантскую рыбу вместо штанов, и прыгает в ней за Аладдином.

 

Чтобы оценить качество юмора необходимо понимать, как вообще строятся шутки, и что является не шуткой, а гэгом. У шуток есть два этапа: сетап и панчлайн. Первый вводит некую ситуацию, и зритель ожидает логичного ее разрешения, но второй этап содержит что-то вроде сюрприза, нарушающего ожидания. Например, сетап: "Штирлиц выпал из окна, но чудом зацепился за балкон 4-го этажа...". Панчлайн: "...на следующее утро чудо сильно распухло". Почти все "комичные" ситуации в мультфильме не являются шутками, это более примитивное — гэги. 

 

Гэг (от англ. gag — шутка, комический эпизод) — комедийный приём, в основе которого лежит очевидная нелепость, например, когда во время пожара человек носит воду решетом — это нелепость, но она может рассмешить. На "нелепостях" почти все и построено в мультфильме, например, у персонажа нелепое нижнее белье, персонаж нелепо одел рыбу и т.д.

 

условный-рефлекс.jpg
Формируется ли условный рефлекс, что считать смешным, от многократного повторения одинакового юмора?

 

Определение понятиям шутка и гэг дано, чтобы было очевидно, шуток в мультфильме нет. Вышеописанная сценка с нижним бельем и рыбой не является шуткой, а как по мне, то и юмором вообще! Это просто "условный рефлекс", вбитый в голову многократным повторениями. Шутки более интеллектуальны, ведь их можно рассказать словами, а значит, над ними нужно подумать. Гэги требуют просто смотреть на экран за нелепыми и глупыми персонажами, которых такими нарисовали, но нарисовать можно все, что угодно, почему должно быть смешно от того, что взрослому персонажу нарисовали детское нижнее белье?

 

Дерьмо.jpg

 

То, за что так "любят" американский юмор — это темы ниже пояса, но вершины мастерства сценарист Диснея достигает, когда сценку заканчивает мощная точка в виде просто падения в навоз. Это использовали в фильме "Назад в будущее" (во всех трех частях), этот вечный шедевр сценарного искусства был и в мультфильме Аладдин. Также "интеллектуального" зрителя должен повеселить залет на ковре-самолете в пятую точку слону, обязательно с рожей и смешными звуками.

 

Кривляние-рож.jpg

 

Отдельно хочется отметить кривляние рож, как таковое. Все слышали, что американский юмор глупый, так как там каждую шутку необходимо помечать кривлянием, чтобы зритель понял, где смеяться — в этом мультфильме то же самое.

 

Кстати, "гений комедии" Леонид Гайдай недалеко ушел от такого юмора:

 

Фрагмент разбора фильма "Иван Васильевич меняет профессию"

 

Показывать-язык.jpg

 

Показывать язык, издавая пукающие звуки — это тоже в каком-то роде юмор ниже пояса, и это встречается в мультфильме неоднократно. Добавьте сюда прочие "нижепоясные" "шутки", и вы увидите, что мысли зрителя к области ниже пояса возвращают чуть ли не каждые 5 минут мультфильма.

 

Глупость — это весело

Глупые-лица.jpg

 

Кроме просто скорченных рож, есть еще и крайней глупые выражения лиц, которые задействуются в "юморе". В мультфильме показывается, что сама по себе глупость это смешно, как будто бы и ничего плохого, даже весело.

 

Гуфи.jpg
Одна из нескольких отсылок или "пасхалок" в мульфильме
 

Персонаж Яго изначально планировался, как злой и не смешной, но позже сценаристы переделали его в комичного и постоянно страдающего, чтобы мультфильм был "повеселее". Также можно вспомнить диснеевского Гуфи (англ. goofy — недалекий, придурковатый), которому посвятили целый сериал, этот персонаж откровенно инфантильный и глупый (кстати, у него еще есть сын, но нет жены). Объединяет Яго и Гуфи то, что они как будто сделаны под задачу — один продвигает страдания, как будто это смешно, а другой глупость и инфантилизм, будто это прикольно.

 

Конечно, есть немного шуток, которые можно отнести к здоровому юмору, но погоды они не делают. Пример такой шутки:

 

Проиграть-ковру.jpg


Ковер по сюжету обладает разумом, и весьма неплохим, поэтому забавно, когда мультфильм обращает внимание на свою же внутреннюю логику сказочного мира и сопоставляет ее с реальной, где проиграть ковру в шахматы было бы поводом обратиться к психиатру.

 

Разное.jpg
Финальный аккорд того, что выдают за юмор

 

Как известно, речь — это инструмент относящийся к высшим психическим функциям нервной системы, и напрямую связанный с интеллектом. В этом мультфильме я не могу вспомнить ни одной шутки, которую возможно передать речью, все строится на примитивных гэгах — кто-то скорчил рожу, кому-то больно, кто-то упал в навоз и подобное. Хоть чего-то над чем нужно подумать в мультфильме просто нет.

 

Песня Джина

Песня-джина.jpg

 

Я просто оставлю эту картинку здесь для тех, кто понимает. Акцентировать внимания на ней не буду, так как ее понимание требует подготовки, и если начать объяснять, что вижу на ней (как в тестах Роршаха), то меня сочтут сумасшедшим. Это стоп-кадры из песни Джина во время знакомства с Аладдином, но лучше посмотрим на другие кадры, они более понятны:

 

Верблюды.jpg
Видимо тонкий намек на какой-то аспект арабского менталитета?

 

После появления Джина он начинает свою презентацию через песню, и вот это красочное, абстрактное шоу с быстро сменяемыми картинками вводит в некоторое непонимание. Например, к чему там верблюды в лифчиках? Есть старое видео на английском языке, где детально разбирается то, что показано в песне Джина: 

 

Зомбирование в м.ф Аладдин 1992

 

Сексуальное.jpg

 

То, без чего не может обойтись мультфильм с возрастным рейтингом 0+. Сексуальные поцелуи, томные взгляды, формы тела. Зачем, если дети не знают, что такое сексуальность? А главное — как на них это отразиться? Как это работает я объяснять не буду, вижу, вы уже устали читать, поэтому за меня вам это расскажет видео:

 

Влияние мультфильмов на сознание детей

 

Вторая и третья часть мультфильма

 

Аладдин-2-и-3.jpg
Обложки 2 и 3 части мультфильма

 

На этом закончим с данным мультфильмом, хотя есть еще много чего сказать, но к этому читателя нужно еще подготовить. Так как у мультфильма есть продолжение, то интересно, что там.

 

«Возвращение Джафара» 1994 года и «Аладдин и король разбойников» 1996 года — это вторая и третья часть мультфильма, которые не заслуживают внимания, причем даже по мнению самих создателей, так как данные картины не показывали в кинотеатрах, они сразу вышли на видеоносителях (VHS). После оглушительного успеха первой части, создание которой стоило 28 миллионов долларов, а принесло создателям 504 миллиона, выпускается вторая часть с бюджетом — всего 3,5 миллиона. Качество проработки всех аспектов соответствующее — анимация гораздо хуже, проработка персонажей на уровне плинтуса, например, Жасмин из умной (она не совершила ни одного глупого поступка!) внезапно превратилась в глупую истеричку, а шутки стали еще глупее и похабней. Что происходило по сюжету и какие новые факты открывают нам новые части, значения не имеет, так как мало кто их смотрел, и слава Богу.

Вывод

Разработка-мультфильма.jpg
Как рисовался мультфильм, кадры из фильма о создании мультфильма

 

Анимация, красочность, проработка персонажей и песни - все в "Аладдине" на высшем уровне. В техническом плане многие фильмы и мультфильмы потрясают и вызывают восторг, но как всегда дьявол кроется в мелочах, точнее в данном случае в смыслах. В мультфильме ничего необычного, все стандартно для любого фильма:

  • Он формирует нездоровое чувство юмора, с самого детства зрителю на подсознание якорит считать смешным глупость, боль и чужие неудачи.
  • Имеет сексуальные темы и подтекст, которые абсолютно не нужны в детском мультике.
  • А вот что редкость — это относительно неплохая попытка продвигать важную мысль, что нельзя лгать (а я еще добавлю — манипулировать нельзя!), но она задавливается обыденным шквалом прочей вредной пропаганды. 
  • С семейной тематикой все прямо конкретно плохо: материнство в мультфильме отсутствует, постоянно неполные семьи, сироты, дети редкость, и все это без сюжетной необходимости. 
  • Есть продвижение воровства, которому посвятили целую песню, и по итогу персонаж не перестал быть вором путем нравственного роста, он просто женился на богатой. 
  • Есть весьма непонятная сцена с песней Джина, содержащая зашкаливающее количество аллегорий на темы ниже пояса, есть неоднократное переодевание мужчин в женщин, верблюды в лифчиках, и прочее, прочее.
  • Немного пропаганды ядов.

Каждый мультфильм Диснея нужно рассматривать не отдельно, а вкупе с другими его произведениями, чтобы была видна системность продвижения смыслов. В статье "Дисней: Отравленные сказки" проанализировали несколько десятков мультфильмов студии Диснея, и выявили системность всего того, о чем я писал. Один раз случайность, но если многократно, то закономерность.

Share this post


Link to post
Share on other sites
 

Please sign in to comment

You will be able to leave a comment after signing in



Sign In Now
Sign in to follow this  

  • Если у вас есть факты, вещдоки, и свидетельские показания, то обратитесь: vk.com/orkons или orkons@ya.ru, они будут проверены и опубликованы. Возможна беседа под запись с публикацией на YouTube.
    Все материалы на сайте сделаны в пародийных целях и являются художественным вымыслом, все совпадения с реальными людьми и событиями случайны.

Powered by Invision Community
Поддержка Invision Community в России