Jump to content

Влюблен по собственному желанию (1982) — Пропаганда трезвости?


Recommended Posts

Влюблен по собственному желанию / IN LOVE ON HIS OWN INITIATIVE

Влюблён-по-собственному-желанию.jpgВ группе проводил опрос, встречали ли вы хоть один фильм с пропагандой трезвости. До сих пор не выявлено ни одного, так как фильм "История одного обмана" является не художественным, а документальным. Назвали "Влюблен по собственному желанию", фильм действительно уникален, но и он тоже не пропагандирует трезвость.

 

Есть 3 категории фильмов: пропагандирующие алкоголь; пропагандирующие алкоголь под видом борьбы с пьянством; не пропагандирующие ничего (ни алкоголь, ни трезвость). В первых двух категориях 90% фильмов, в третьей около 10%. Обычно фильмы доносят мысль, что много наркоманить алкоголем плохо, а культурно нормально, лишая человека трезвости. Уникальность этого фильма в том, что он антипропагандирует пьянство, но не пропагандирует культурное питие (нонсенс!). Однако, и трезвость он тоже не пропагандирует. Как это может быть сейчас разберемся.

Сюжет

Сюжет: видного велоспортсмена мучило всегда занимать вторые места, он махнул на себя рукой, и теперь он пьет, работая фрезеровщиком. Случайная встреча с невзрачной библиотекаршей, закончилась экспериментом: желая помочь мужчине, она предложила ему аутотренинг, чтобы остановить его путь в бездну, сообщив, что аутотренингом можно даже влюбиться. Сомневаясь, он предложил ей попробовать, они договорились влюбиться друг в друга. Она объясняла, что ему нужно изменить в себе, чтобы опять начать жить, также они поставили друг другу условия по изменениям каждый в себе самом, чтобы влюбиться. В итоге он перестал сильно пить, она тоже занялась собой, и создалась новая семья.

 

Пиво-Блондинка-за-углом.jpgСравним сюжет с фильмом "Блондинка за углом" (1984): астрофизик разочаровавшийся в своей работе, и не сумевший приобрести в жизни материальный достаток, устраивается грузчиком в универсам. Сильно пьющий, он встречает женщину, которая помогает ему начать пить культурно, они заводят семью, он возвращается к любимой работе.

 

Похожие сюжеты, но разная реализация. В первом фильме никто не курит, а сцена заливания алкоголя всего одна, во втором все зашкаливает. Почему "Влюблен по собственному желанию" кому-то показался пропагандой трезвости, хотя это не так? Персонаж перестал вести постоянно пьющий образ жизни, но не показано, что он стал трезвенником, не исключено, что он продолжит пить по праздникам. Как будто в кино введен мораторий на слово "трезвость/трезвенник", оно даже тут не прозвучало. А в фильме "Блондинка за углом" специально подчеркивают, персонаж перешел из алкоголиков в культурно пьющие.

 

Блондинка-за-углом-титры.pngПонимая принцип, что хронометраж важнее диалектики, в самом начале фильма, режиссер "Влюблен по собственному желанию" не пользуется поводом показать веселое застолье, мы сразу видим уже пьяного и весьма отталкивающего персонажа. Гайдай бы такое не одобрил, у него пьют и курят даже просто в ресторане. В "Блондинке за углом" мы еще на титрах видим и сцену выпивания, и бутылки стройными рядами маршируют во весь экран. Титры нашего фильма не содержат наркотиков, нам показывают спорт.

Как показан алкоголик

Квартира-и-посуда.jpg

 

В квартире алкоголика все логично - мебели мало, бардака много. "Квартиру запустил из-за этой болезни, 6 дней из дома не выхожу", - соврал персонаж, выпрашивая трешку на бутылку под предлогом на лекарства. На кухне множество немытой посуды, так как у пьющих нет энергии заниматься домашними делами.

 

В отличие от персонажа фильма Афоня 1975 года, алкоголик не показан харизматичным и жизнерадостным, хотя его и называют красивым, но выглядит он, как среднестатистический человек.

 

Первая-сцена.jpg

 

В первой сцене он вызывает симпатии не больше, чем обычный алкаш в метро. Это еще не бомж, но уже движение туда заметно, а теперь сравним со сценами Гайдая:

 

Пить-курить-кайф-Гайдай.jpg

 

Это я еще не говорю о знаменитом примере из детского фильма "Новые приключения Дони и Микки".

 

После обильных возлияний персонаж не может вспомнить, что было вчера, но чувствует себя и говорит, как бодрый актер. Это скорее "косяк" постановки, чем желание обмануть зрителя. Не уделили внимание деталям - в целом симптомы алкоголизма не показаны, ни трясущихся рук, ни энергетического спада, ни похмелья, ни мучений без алкоголя. Показали персонажей, и усиленно ищущих выпить, и ни сколько не страдающих без алкоголя. Такой вот парадокс.

 

Но есть сцена на работе, где персонаж по очереди подходит ко всем, и выпрашивает в займы, но, зная его, никто не дает. Одновременно раскрывается и суть алкоголизма, и показывается пример - в займы не давать. У пропагандистов в кино персонажи дали бы деньги со словами вроде "ну мы не звери, не мучиться же человеку".

Почему это не пропаганда трезвости

Приглашают на работу, спрашивают, как у него с этим делом (показывая характерный жест), тот отвечает, что завязал. При приеме на работе не выбирают по параметру трезвенник или нет, выбирают сильно пьющий или культурно. Под "завязал" можно понимать и это. Нигде прямо не говорится, что он стал трезвенником, и даже на праздники пить не будет. Фильм мотивирует бросать сильно пить, но не пропагандирует ни культурное питие, ни трезвость. Казалось бы, это подбивает именно к трезвости, но этот путь в сознании зрителя заблокируют другие фильмы.

 

Если никогда не показывают трезвенников (в кино это "Те-Кого-Нельзя-Называть"), то в сознании зрителя сложится логическая цепочка перехода персонажа в культурно пьющие. Для этого делаются фильмы, вроде "Блондинка за углом", где вроде как антипропагандируют пьянство, но пропагандируют культурное питие. Фильмы Гайдая также подаются, как борьба с пьянством, но за культурное самоотравление. Якобы имеющаяся борьба с пьянством не мотивирует пьяниц пить меньше (на самом деле и борьбы нет), а пропаганда культурного пития затаскивает на алкогольный конвейер пьянства трезвенников.

Прочие отличия от пропагандистских фильмов

В кадре нет курящих. Большому начальнику не подчеркивают статус дорогими импортными сигаретами, не используют и прочих приемов притянуть за уши в кадр сигареты.

 

Свадьба.jpg

 

В "Блондинка за углом" бывший алкоголик пьет на своей свадьбе, а в нашем фильме мельком показана свадьба в окне дома напротив - ни у кого нет бокалов. В другом окне показали, как четверо играют в карты, пропагандисты обязательно добавили бы им сигареты. Главный герой не курит - это стоит отдельно отметить, так как пропагандисты, якобы антипропагандируя пьянство, любят по умолчанию делать главного героя курящим. У них много пить плохо, а курить нормально, даже сомнению не подвергается.

 

Семья.jpgКурящими не показаны даже несознательные граждане, это еще одна любимая фишка пропагандистов, когда алкоголь и табак дают якобы отрицательному персонажу, и будто это не пропаганда. Но отрицательных персонажей в кино почти нет, их заменили антагонистами, пропаганда которыми отлично работает. Действительно отрицательным персонажем был главный герой в пьяной сцене в метро, когда выглядел, как бомж, и отторгался сознанием зрителя. В этом случае мы видим совершенно приличную и внешне успешную семью, которая по сюжету почему-то разово поступила некультурно. Но даже они по воле создателей фильма не приехали на природу с алкоголем и сигаретами.

 

В пропагандистских фильмах часто используют следующие приемы, не наблюдаемые в этом фильме: на фоне курят или пьют статисты, везде стоят пепельницы, в сервантах (и вообще на фоне) бокалы либо алкоголь, звучит словесная агитация (шутки про алкоголь) и пропаганда (если спорят, то на алкоголь и прочее), наркотики вплетают в текст песни, звучащей в кино. В пропагандистских фильмах все это нужно, чтобы как можно чаще напоминать о наркотиках, но дабы не вызывать подозрений разделяют по разным каналам восприятия.

Собутыльник.jpgПьющие персонажи

В фильме 3 персонажа пьющие: главный герой, его собутыльник, и третий случайный ухажер героини. 

 

Собутыльник постоянно жалуется, что к его жене клеятся на работе. Об этом говорится очень много, но это не влияет на сюжет. Раз жена позволяет этому происходить, то ее не устраивает муж. Логическая цепочка между его попойками и проблемами с женой может и не легко уловима, но его постоянные рассказы формируют образ персонажа, о котором мы знаем только то, что он пьет и у него потенциально гулящая жена.

 

Случайный-ухажер.jpgСлучайный ухажер главной героини. Дома у него глобус с 3 бутылками, в каждой на донышке, значит, пьющий. К бутылкам он потянулся при свидании, что могло бы заложить образ свидания, как алкоголя, а редкий фильм обходится без этого. В данном случае он даже не налил, а осмотрел бутылки и все, поэтому типичной пропаганды "свидание = алкоголь" не было. Персонаж показан худым и неприятным голосом (озвучивает его Георгий Вицин в своей комичной манере, что для немультяшной комедии смотрится отталкивающе), и в Википедии персонаж описан, как "незадачливый ухажёр-художник". Если бы показывали, как он с удовольствием пьет, то это пропаганда через ассоциацию удовольствия с алкоголем, но этого не было.

Вывод

К сожалению, это все еще не фильм с пропагандой трезвости. По прежнему, встретив сотни картин с пропагандой наркотиков, я не видел еще ни одной за трезвость. Это единственный фильм с антипропагандой пьянства без пропаганды культуропитекства, который я знаю.

 

Если вы не понимаете, почему фильм не за трезвость, представьте, что я вам сказал "не пьянствуйте", следует ли из этого, что я призвал вас к трезвости? Эта фраза не призывает ни к культурному питию, ни к трезвеннической жизни, она лишь против пьянства. Как и фильм.

 

В целом он несет положительное влияние на проспиртованное общество. Так как почти не показана положительная реакция на алкоголь, хотя было чуть-чуть приема "наркоманские восхищения", но показаны отрицательные образы на алкоголь, самый мощный - первая сцена в метро. Но есть сцена с "употреблением" пусть и довольно безэмоциональная, она многое портит. Зато показан пример персонажа, который "завязал", правда, что понимать под этим еще вопрос. В пропагандистских фильмах Гайдая и Рязанова персонажи изначально трезвенники, начинают пить, о чем явно повествуется, но никто под конец не завязывает. Тут же редкий пример, когда изначально персонаж пил, но потом завязал.

 

Драка.jpgАвторы поступили неграмотно, и добавили к антипропаганде еще и пропаганду, теперь приходится "взвешивать", чего больше, а это трудно. Мой вердикт - для проспиртованного народа это скорее отрезвление, так как пьющие увидят отрицательные образы на алкоголь и пример "завязывания". Но в полностью трезвом обществе, где нет проблемы алкоголя, фильм скорее бы пропагандировал по принципу Окна Овертона, когда борьбой с чем-то прививается мысль, что и с этим люди живут.

 

В художественном плане фильм слабоват - действия нет, ни тебе взрывов, ни погонь, есть одна "почти драка". Особой драмы, острых сюжетных перипетий тоже не замечено. Интерес он вызовет разве что у тех, кто хочет посмотреть, как в нем поставлена пропаганда и антипропаганда.

 

До сих пор ни один фильм не назвал алкоголь наркотиком (не смотря, что по ГОСТу он в Союзе им считался), и ни один фильм не поднимал идею трезвости!

Link to post
Share on other sites
 

Please sign in to comment

You will be able to leave a comment after signing in



Sign In Now

Powered by Invision Community
Поддержка Invision Community в России

×
  • Create New...