Jump to content
Sign in to follow this  
Константин Орлов

Отрицательных персонажей в кино нет

Recommended Posts

Без-имени-4.jpg

 

Говорят, что часть пропаганды алкоголя и табака в кино не работает, так как курят и пьют отрицательные персонажи, с которых люди якобы не берут пример, но в кино почти нет отрицательных персонажей, их путают с антагонистами. Для начала определения:

Отрицательный персонаж - персонаж, вызывающий у зрителя эмоциональное отторжение или отрицание, поэтому персонаж так и называется. Он вызывает негативные эмоции (ненависть, отвращение и т.п.), эмоции могут быть несильными, но они точно не положительные. Отрицательных персонажей зритель не любит, и не хочет себя с ними ассоциировать и не сопереживает им.

Антагонист - персонаж, противодействующий главному герою. Его сюжетная задача мешать и создавать другим персонажам противостояние, за которым в кино так интересно наблюдать. Он может вызывать симпатию, зритель может испытывать желание подражать ему и восхищаться, но это никак не противоречит тому, что персонаж антагонист. Антагонистов зрители любить могут, не исключено сопереживание и желание ассоциироваться с ними.

В подавляющем большинстве фильмов нет отрицательных персонажей, вместо них антагонисты. Для примера возьмем троицу из фильмов Гайдая - Трус, Балбес и Бывалый. Они противостоят главному герою, значит, антагонисты, но являются ли они при этом отрицательными персонажами? Нет, потому что отрицательный персонаж не может быть всенародно любим, а этой троице даже памятники ставят.

 

Трус-балбес-и-бывалый-памятники-отрицательным-персонажам.jpg
Памятники Трусу, Балбесу и Бывалому из фильмов Гайдая

 

Это памятники именно персонажам, а не актерам. Памятник актеру имеет табличку, где указано его имя, такие памятники делаются не в образе персонажа, а таким, как люди запомнили самого человека, памятник персонажу делается в образе (костюме) персонажа.

 

Без-имени-3.jpg

 

Есть памятники антагонистам из фильма Бриллиантовая рука.

 

Без-имени-3.jpg

 

Памятник волку из "Ну, погоди".

 

Наличие всенародной любви к персонажу — это критерий, определяющий является ли он в массовом сознании отрицательным, так как невозможно одновременно и любить и отрицать (отторгать). Соответственно, персонаж не является отрицательным в случае:

  • Если персонажу ставят памятники.
  • Если дети играются в этого персонажа, значит, персонаж не отрицательный - ребенок не захочет ассоциировать себя с тем, кого он отрицает.
  • Если не зазорно появиться на костюмированной вечеринке в костюме этого персонажа.
  • Если не зазорно повесить у себя дома плакат с этим персонажем.
  • Отрицательных персонажей не используют в рекламе. Например, образа Гитлера или Чикатилло не повысят продажи, так как отторжение к этим историческим персонажам перейдет на продвигаемый товар.

Без-имени-3.jpg

 

И тут становится понятно, что отрицательных персонажей в кино почти нет, по крайней мере в главных ролях. Даже Дарт Вейдер, который по сюжету находится на темной стороне силы, не воспринимается людьми, как отрицательный. 

 

Остап-Бендер-памятник.jpg
Памятник Остапу Бендеру, даже Википедия называет его "обаятельным"

 

Самый вредный случай, это когда делают объективно вредного персонажа главным героем, накачивая его харизмой, в результате чего зритель сопереживает ему и ассоциирует себя с ним. Например, так было в фильме "12 стульев", главным героем которого является мошенник Остап Бендер, или в сериале "Бригада", повествующем о бандитах в главной роли. Есть заблуждение, что это отрицательные персонажи, а значит, они не пропагандируют свою вредительскую модель поведения, но отрицательные персонажи не могут быть в главной роли, так как фильмы цепляют зрителя именно тем, что заставляют его сопереживать персонажам, а невозможно сопереживать персонажу и одновременно отрицать его.

 

Чтобы не было путаницы, стоит напомнить, что под термином "отрицательный персонаж" я имею в виду, воспринимается ли он отрицательным в сознании народа или нет, а не является ли он действительно отрицательным, то есть объективно вредным.

 

Персонажи, поданные отрицательными

 

Было трудно, но я вспомнил несколько персонажей, которых режиссеры действительно старались подать отрицательными:

 

Без-имени-2.jpg
Сталин в фильме Утомленные Солнцем 2

 

Образ Сталина в фильме "Утомленные Солнцем 2", режиссер Никита Михалков использовал множество приемов, чтобы вызвать подсознательное отторжение к реальной исторической личности, об этих приемах хочется написать отдельную статью, насколько их много, и настолько они техничны, но персонаж Сталина в фильме показан на эпизодических ролях.

 

Без-имени-1.jpg
Шрам и Джафар

 

По-настоящему отрицательные персонажи в главных ролях были в диснеевских мультиках: Шрам из "Король Лев" и Джаффар из "Алладин", что характерно - они даже внешне похожи, но это мультики, а в кино встретить действительно отрицательного персонажа не на эпизодических ролях довольно сложно.

 

Большинство людей не различают антагонистов и отрицательных персонажей, зная это, пропагандисты могут вкладывать пропаганду плохого в действия антагонистов, чтобы зритель подумал, что это антипропаганда плохого, ведь по его мнению это делает отрицательный персонаж. Тут двойная ошибка: во-первых, не отрицательный, а антагонист, а во-вторых, даже отрицательные персонажи прекрасно пропагандируют алкоголь, табак и прочее. В книге «Product placement – Технологии скрытой рекламы» авторства Берёзкиной Ольги, описывается следующий случай скрытой рекламы отрицательными персонажами:

 

Цитата

Одному российскому водочному бренду посчастливилось разместиться в голливудском боевике «Три Икса». Правда, производитель водки Red Army, компания «Регата», product placement американцам не заказывала и денег не платила. Просто американцы по сюжету вложили стакан этой водки в руки главному отрицательному персонажу. И это обстоятельство сначала очень огорчило производителя водки Red Army, компания стала даже подумывать о международном суде. Но сразу после выхода фильма продажи водки Red Army резко поднялись, а компания начала получать из разных стран мира заказы на поставки. Из этой ситуации, описанной в прессе, многие производители и потенциальные заказчики product placement сделали вывод: не всегда ассоциация с негативным персонажем голливудского боевика способна разрушить бренд, иногда бывает, что продукт, используемый отрицательными персонажами, приносит финансовую прибыль.

 

Не знаю, был ли злодей в данном фильме отрицательным персонажем или просто антагонистом, но итог в виде сработавшей пропаганды (точнее в данном случае скрытой рекламы) меня нисколько не удивляет. Если данный персонаж повысил продажи конкретной марки алкоголя, то легко предположить, что любой другой персонаж с сигаретой или алкоголем повышает популярность этих ядов, как таковых, без привязки к бренду.

 

Из этого следует вывод - вся пропаганда, что несут якобы отрицательные персонажи, впитывается зрителем, а не отторгается, то есть не работает принцип: "это отрицательный персонаж, поэтому то, что он пьет и курит, не пропаганда, а антипропаганда".

 

У моей группы ВК про манипуляции в СМИ появился чат-вконтакте, где вы можете поучаствовать в совместной разработке статей и видео.

Share this post


Link to post
Share on other sites
 

С Дарт Вейдером промашка вышла, я не очень люблю ЗВ, поэтому не в курсе был, что он потом на сторону добра ушел. Но можно заменить его на любого другого персонажа, который не ушел, и которого люди любят.

Share this post


Link to post
Share on other sites
 

Please sign in to comment

You will be able to leave a comment after signing in



Sign In Now
Sign in to follow this  

  • Если у вас есть факты, вещдоки, и свидетельские показания, то обратитесь: vk.com/orkons или orkons@ya.ru, они будут проверены и опубликованы. Возможна беседа под запись с публикацией на YouTube.
    Все материалы на сайте сделаны в пародийных целях и являются художественным вымыслом, все совпадения с реальными людьми и событиями случайны.

Powered by Invision Community
Поддержка Invision Community в России